Автоматизация ЖКХ

5 способов автоматизировать прием показаний ИПУ

сбор данных приборов учета

5 способов автоматизировать прием показаний ИПУ

сбор данных приборов учета

Прием показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) от потребителей и расчет размера платы за предоставленные коммунальные ресурсы исходя из полученных данных является обязанностью поставщиков коммунальных услуг, которая зафиксирована в ПП РФ №354. Для самого потребителя передача показаний является правом, а не обязанностью, и не все собственники помещений им пользуются в силу различных причин, одной из которых является неосведомленность о способах передачи показаний ИПУ. 

Почему важно информировать потребителей о праве передачи показаний ИПУ?

Обязанность поставщика коммунальных ресурсов уведомлять потребителей об их праве передавать показания приборов учета зафиксирована законодательно.

Кроме того, в случае не поступления данных о показаниях приборов учета поставщику расчет платы за коммунальные ресурсы может производится по нормативу, который не всегда отражает реальную ситуацию по объему потребления. 

Оповестить потребителя о способах и сроках передачи показаний ПУ можно несколькими способами:

  1. В квитанции. Данный способ является обязательным
  2. В электронном виде: по электронной почте, в личном кабинете абонента, в СМС или в мобильном приложении
  3. По телефону с помощью технологии Автообзвона

Согласно ПП РФ №354 поставщик коммунальных ресурсов обязан не только принимать показания приборов учета от потребителей, но и уведомлять их о таком праве не реже одного раза в квартал путём указания информации о способах передачи данных в платёжных документах.

Технологии приема показаний ИПУ от потребителей:

Условно все способы передачи/приема показаний ПУ можно разделить на три вида: офлайн, онлайн и через телефонию.

Офлайн, то есть непосредственно у поставщика коммунальных ресурсов, расчетном центре или управляющей организации осуществляется при личном присутствии плательщика. Например, во время оплаты через кассу организации, собственник может указать данные в квитанции. Иногда для таких целей в офисе компании вешают специальный ящик, в который потребители бросают записку-бланк с указанием лицевого счета и показаний. В конце установленного периода оператор вручную вводит данные из этих записок. Но такие способы постепенно уходят в прошлое, вытесняемые новыми электронными технологиями передачи данных через интернет в режиме онлайн.

К таким технологиям относится сервис ГИС ЖКХ, где в личном кабинете потребителя предусмотрена возможность внесения данных о показаниях индивидуальных приборов учета. Сбор показаний приборов учета в электронном виде может осуществляться также и через электронную почту, СМС и мессенджеры. Цифровизация процесса приема показаний ИПУ необходима в первую очередь УК и РСО, так как обработка полученных данных в ручную может занимать много времени и ресурсов организации.

Одним из популярных способов передачи показаний сейчас является голосовая передача данных по телефону. При этом прием может осуществляться как оператором, так и роботом с поддержкой технологии распознавания голоса.

5 эффективных способов автоматизации сбора показаний приборов учета

Специалистами Компании Стек разработано несколько сервисов, помогающих сократить время на прием и обработку данных от потребителей коммунальных услуг, в том числе и показаний приборов учета. На сегодняшний день практически все организации, работающие на Платформе Стек, используют одну или несколько из этих технологий.

В программе Контакт-Центр прием показаний осуществляется оператором, который может вносить данные в карточку лицевого счета. Данные могут быть приняты по телефону, электронной почте или в СМС.

Голосовой прием показаний также осуществляется по телефону, но уже с помощью автоматизированной системы распознавания голоса в тональном режиме. Для передачи показаний абоненту необходимо назвать номер своего лицевого счета и показания прибора учёта. Показания заносятся в биллинг автоматически.

В электронном виде данные можно передать через специальные сервисы в Личном кабинете абонента или в специальном Мобильном приложении для абонентов. Такой способ передачи данных о показаниях ПУ с каждым днем становится все более популярным, так как большинство потребителей предпочитают онлайн взаимодействие с коммунальными службами. Кроме того, если сервис интегрирован с биллингом, как например, Личный кабинет абонента Стек, то пользователь может увидеть всю информацию по лицевому счету (начисления, переданные ранее показания и оплаты) и самостоятельно сформировать и оплатить квитанцию.

Прием показаний может осуществляться и через электронную почту, мессенджеры или СМС. Автоматизация данного процесса уже реализована в некоторых организаций, работающих на Платформе Стек. Маршрут и параметры передачи данных настраиваются индивидуально в каждом конкретном случае, так как необходима интеграция со сторонними сервисами.

Прием показаний с помощью голосового помощника Алиса – одна из последних разработок Стек. Навык позволяет абонентам передавать показания приборов учета напрямую в биллинг Стек.  Показания заносятся в ведомости сторонних показаний, после чего оператор вносит их в расчет. 

Сценарий навыка включает следующий алгоритм действий:

  • приветствует абонента;
  • уточняет номер лицевого счета;
  • ищет лицевой счет в биллинге,
  • спрашивает показания по приборам учета, установленным на лицевом счете;
  • заносит показания в сторонние ведомости в ПК СТЕК;
  • проверяет на период занесения показаний.

Попробовать как это работает можно с помощью команды  “Алиса! Запусти навык «Стек. Передача показаний»” (тестовые счета №9 и №15). 

Вышеперечисленные сервисы позволяют оптимизировать дистанционное обслуживание потребителей, что упрощает не только процедуру передачи показаний для потребителей, но и автоматизирует передачу данных в биллинг для расчета оплаты за коммунальные ресурсы.

Подробнее о способах информационного обмена с потребителями коммунальных услуг можно ознакомиться, перейдя по ссылке Сервисы информирования абонентов.

В случае, если вы являетесь абонентом (пользователем Личного кабинета или мобильного приложения) — просим обращаться в свою обслуживающую организацию.