5 способов автоматизировать прием показаний ИПУ
Прием показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) от потребителей и расчет размера платы за предоставленные коммунальные ресурсы исходя из полученных данных является обязанностью поставщиков коммунальных услуг, которая зафиксирована в ПП РФ №354. Для самого потребителя передача показаний является правом, а не обязанностью, и не все собственники помещений им пользуются в силу различных причин, одной из которых является неосведомленность о способах передачи показаний ИПУ.
Почему важно информировать потребителей о праве передачи показаний ИПУ?
Обязанность поставщика коммунальных ресурсов уведомлять потребителей об их праве передавать показания приборов учета зафиксирована законодательно.
Кроме того, в случае не поступления данных о показаниях приборов учета поставщику расчет платы за коммунальные ресурсы может производится по нормативу, который не всегда отражает реальную ситуацию по объему потребления.
Оповестить потребителя о способах и сроках передачи показаний ПУ можно несколькими способами:
- В квитанции. Данный способ является обязательным
- В электронном виде: по электронной почте, в личном кабинете абонента, в СМС или в мобильном приложении
- По телефону с помощью технологии Автообзвона
Технологии приема показаний ИПУ от потребителей:
Условно все способы передачи/приема показаний ПУ можно разделить на три вида: офлайн, онлайн и через телефонию.
Офлайн, то есть непосредственно у поставщика коммунальных ресурсов, расчетном центре или управляющей организации осуществляется при личном присутствии плательщика. Например, во время оплаты через кассу организации, собственник может указать данные в квитанции. Иногда для таких целей в офисе компании вешают специальный ящик, в который потребители бросают записку-бланк с указанием лицевого счета и показаний. В конце установленного периода оператор вручную вводит данные из этих записок. Но такие способы постепенно уходят в прошлое, вытесняемые новыми электронными технологиями передачи данных через интернет в режиме онлайн.
К таким технологиям относится сервис ГИС ЖКХ, где в личном кабинете потребителя предусмотрена возможность внесения данных о показаниях индивидуальных приборов учета. Сбор показаний приборов учета в электронном виде может осуществляться также и через электронную почту, СМС и мессенджеры. Цифровизация процесса приема показаний ИПУ необходима в первую очередь УК и РСО, так как обработка полученных данных в ручную может занимать много времени и ресурсов организации.
Одним из популярных способов передачи показаний сейчас является голосовая передача данных по телефону. При этом прием может осуществляться как оператором, так и роботом с поддержкой технологии распознавания голоса.
5 эффективных способов автоматизации сбора показаний приборов учета
Специалистами Компании Стек разработано несколько сервисов, помогающих сократить время на прием и обработку данных от потребителей коммунальных услуг, в том числе и показаний приборов учета. На сегодняшний день практически все организации, работающие на Платформе Стек, используют одну или несколько из этих технологий.
В программе Контакт-Центр прием показаний осуществляется оператором, который может вносить данные в карточку лицевого счета. Данные могут быть приняты по телефону, электронной почте или в СМС.
Голосовой прием показаний также осуществляется по телефону, но уже с помощью автоматизированной системы распознавания голоса в тональном режиме. Для передачи показаний абоненту необходимо назвать номер своего лицевого счета и показания прибора учёта. Показания заносятся в биллинг автоматически.
В электронном виде данные можно передать через специальные сервисы в Личном кабинете абонента или в специальном Мобильном приложении для абонентов. Такой способ передачи данных о показаниях ПУ с каждым днем становится все более популярным, так как большинство потребителей предпочитают онлайн взаимодействие с коммунальными службами. Кроме того, если сервис интегрирован с биллингом, как например, Личный кабинет абонента Стек, то пользователь может увидеть всю информацию по лицевому счету (начисления, переданные ранее показания и оплаты) и самостоятельно сформировать и оплатить квитанцию.
Прием показаний может осуществляться и через электронную почту, мессенджеры или СМС. Автоматизация данного процесса уже реализована в некоторых организаций, работающих на Платформе Стек. Маршрут и параметры передачи данных настраиваются индивидуально в каждом конкретном случае, так как необходима интеграция со сторонними сервисами.
Прием показаний с помощью голосового помощника Алиса — одна из последних разработок Стек. Навык позволяет абонентам передавать показания приборов учета напрямую в биллинг Стек. Показания заносятся в ведомости сторонних показаний, после чего оператор вносит их в расчет.
Сценарий навыка включает следующий алгоритм действий:
- приветствует абонента;
- уточняет номер лицевого счета;
- ищет лицевой счет в биллинге,
- спрашивает показания по приборам учета, установленным на лицевом счете;
- заносит показания в сторонние ведомости в ПК СТЕК;
- проверяет на период занесения показаний.
Попробовать как это работает можно с помощью команды “Алиса! Запусти навык «Стек. Передача показаний»” (тестовые счета №9 и №15).
Вышеперечисленные сервисы позволяют оптимизировать дистанционное обслуживание потребителей, что упрощает не только процедуру передачи показаний для потребителей, но и автоматизирует передачу данных в биллинг для расчета оплаты за коммунальные ресурсы.
Подробнее о способах информационного обмена с потребителями коммунальных услуг можно ознакомиться, перейдя по ссылке Сервисы информирования абонентов.