Автоматизация ЖКХ

ПП РФ №354  признано частично не соответствующим Конституции РФ

закон жкх

ПП РФ №354  признано частично не соответствующим Конституции РФ

закон жкх

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 27.04.2021 Правительству РФ надлежит внести изменения в действующий порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению в МКД.

Поправки касаются МКД при соблюдении следующих условий:

  1. В многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой)  прибор учета тепловой энергии.
  2. Ни одно жилое или нежилое помещение в МКД не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии.
  3. Отдельные помещения в доме переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления.
  4. Помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

Данные изменения были инициированы Конституционным судом РФ в связи с рассмотрением дела о проверке конституционности абз.3 п. 42 (1)  и пп. 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 Приложения №2 данных правил. 

Поводом к этому стала жалоба гражданки В.Н. Шестериковой, которая проживает в многоквартирном доме в городе Михайловске, Шпаковского района, Ставропольского края. Дом подключен к системе центрального теплоснабжения. Вместе с тем, большая часть расположенных в нем жилых помещений (в том числе квартира, в которой проживает заявительница) и часть нежилых помещений переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников тепловой энергии (газовых котлов). Эти помещения, по согласованию с администрацией муниципального образования, отключены от системы централизованного теплоснабжения, в них произведен демонтаж приборов отопления (радиаторов), осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

При этом начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, для этих помещений производится исходя из показаний коллективного прибора учета.

Судебной строительно-технической экспертизой было установлено, что места общего пользования не оборудованы отопительными приборами, таким образом соответствующая коммунальная услуга не оказывалась. Кроме того, установлено, что помещения с индивидуальным отоплением, на ряду с помещениями подключенными к центральному отоплению, еще и частично обогревают общедомовые помещения. Но при начислении платы за обогрев мест общего пользования в МКД, не учитывается ситуация, когда индивидуальное отопление отдает тепло. 

При чем тут Конституция?

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность  в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемые заявительницей нормативные положения.

Конституционный суд разъясняет ситуацию:

“Отсутствие в системе действующего правового регулирования механизма расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, который бы учитывал не только потребление на общедомовые нужды тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и использование в указанных целях тепловой энергии, выработанной установленными в отдельных помещениях такого дома индивидуальными источниками тепловой энергии, напрямую указывает на нарушение конституционных прав граждан.” 

Порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению в мкд

Таким образом, имеющий конституционную значимость пробел в правовом регулировании, противоречит с конституционным гарантиям прав частной собственности, прав на жилище, а также принципам равенства, справедливости и соразмерности.

Новый порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению в МКД

Стоит отметить, что этот частный случай из Ставропольского края, является далеко не редким. Собственники помещений вынуждены переходить на индивидуальное отопление, так как централизованные отопительные сети не обеспечивают должного уровня температуры в квартирах и нежилых помещениях. При этом конструктивные особенности построек (МКД) не предусматривают обогрева подъездов, коридоров и лестничных площадок, то есть общедомовое имущество не имеет признаков отапливаемого помещения, а наоборот “крадет” тепло из квартир, таким образом нарушается право на неприкосновенность частной собственности и прав на жилище.

Не смотря, на то что Конституционный суд отказал гражданке Шестериковой в праве на проведение перерасчета за предыдущие годы пользования коммунальными услугами, Правительству Российской Федерации поручено в кратчайшие сроки внести изменения в п. 42 (1) Постановления №354.

До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений изменений сохраняется прежний порядок расчетов платы за отопление в таком многоквартирном доме. 

Предполагается, что будут внесены изменения в формулу №3 Приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных и жилых домах. Сразу после получения новых вводных в Программный комплекс Стек для расчета за коммунальную услугу по отоплению в МКД будут внесены соответствующие изменения, которые будут применены после обновления.

В случае, если вы являетесь абонентом (пользователем Личного кабинета или мобильного приложения) — просим обращаться в свою обслуживающую организацию.