Повышение госпошлины: как предприятиям ЖКХ организовать исковую работу

Повышение госпошлины: как предприятиям ЖКХ организовать исковую работу

повышение госпошлины в жкх

Повышение госпошлины в ЖКХ направлено на сокращение количества судебных исков, однако оно создает значительные финансовые трудности для компаний. Попытки освободить управляющие компании и ресурсоснабжающие организации от уплаты госпошлин были отклонены. Это может сделать взыскание долгов финансово нецелесообразным.

Согласно изменениям, размер взимаемых госпошлин при взыскании через суд задолженности за жилищно-коммунальные услуги вырос в 10 раз.

8 сентября вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Основные изменения включают:

— Суды общей юрисдикции. За иски с суммой требований до 100 000 рублей госпошлина составит 4 000 рублей (увеличение в 10 раз).

— Минимальная госпошлина при подаче искового заявления будет установлена на уровне 10 000 рублей (увеличение в 5 раз).

— Арбитражными судами государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявления о внесении судебного приказа — 50% от размера государственной пошлины при подаче искового заявления, но не менее 8 000 рублей.

 

Кроме того, закон вводит плату за целый перечень новых судебных услуг: за выдачу исполнительных листов по третейским судам, за пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам, за изменение процессуальной правопреемственности, за разъяснение судебного постановления. Размер минимальной пошлины по имущественным спорам в арбитражных судах составит 10 000 рублей, а оспаривание ненормативного акта обойдётся в 50 000.

Закон сохраняет для граждан и организаций установленные льготы, связанные с возможностью уменьшения размера госпошлины, отсрочки, рассрочки либо освобождения от ее уплаты. Дополнительно вводятся льготы для детей-сирот, граждан-банкротов и других социально уязвимых категорий.

Принятый закон для многих граждан, небольших ТСЖ и некрупных управляющих организаций может существенно затруднить доступ к правосудию. Никаких поблажек для сферы ЖКХ документом не предусмотрено. Долговременным последствием нововведений может стать рост дебиторской задолженности граждан перед исполнителями жилищно-коммунальных услуг.

Эффективные способы
воздействия на неплательщиков

Предприятиям ЖКХ следует быть готовыми приложить больше усилий для сокращения судебных расходов: 

— Проводить досудебную работу с неплательщиками.

— Грамотно вести внесудебное взыскание.

— Пересматривать доказательную базу заранее, чтобы избегать необоснованных исков.

— Отслеживать уровень дебиторской задолженности и вовремя принимать меры.

Программа «Работа с должниками» включает в себя блок взыскания долгов, в котором применяется автоматический расчет государственной пошлины по новым тарифам.

Пользователям СТЕК достаточно направить запрос специалистам для выполнения настроек и адаптации новых функциональных возможностей.

Минимизировать расходы на судебные издержки поможет программа «Работа с должниками» на платформе СТЕК, которая автоматизирует работу сотрудников абонентского отдела на этапе досудебного урегулирования по задолженности.

Блок досудебной работы позволяет проводить мероприятия по работе с должниками в заранее настроенной последовательности и с учетом критериев задолженности для каждого мероприятия.

Например, программа автоматически отбирает должников по различным критериям (сумма долга, период долга, глубина задолженности) и направляет уведомления о наличии задолженности через сервисы информирования на email, по телефону или СМС. Должнику может быть предоставлена отсрочка с индивидуальным графиком погашения задолженности, что также учитывается в программном обеспечении СТЕК.

Поступление оплат контролируется автоматически, и данные сразу подгружаются в биллинговую систему СТЕК, что позволяет исключить из списка должников тех, кто таковыми уже не является.