Закон о «особом регулировании» тарифов ТЭК и ЖКХ при ЧС

Закон о «особом регулировании» тарифов ТЭК и ЖКХ при ЧС

27 октября 2025 года президент подписал закон № 797061-8, предусматривающий возможность для правительства с 1 марта 2026 года устанавливать особый порядок регулирования в газоснабжении и ЖКХ, и с 1 февраля 2026-го — в электроэнергетике — в ситуациях мобилизации, военного положения, КТО либо федерального/межрегионального реагирования на ЧС.
Поправки охватывают несколько законодательных актов: «Об электроэнергетике», «О газоснабжении», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении».

Ключевые положения

  • Возможность правительству определять регионы или части территорий, где вводятся особые нормы. 
  • В газоснабжении: особенности ценообразования, участия операторов газификации, порядок технологического присоединения, ответственность по договорам и др. 
  • В водоснабжении/водоотведении: аналогичные меры — порядки начисления, подключения, инвестиционные программы, ремонт и вывод из эксплуатации объектов. 
  • В жилищно-коммунальной сфере: управление МКД, замена приборов учёта, капремонт, начисления и пени — всё может быть под «особым порядком». 

Закон охватывает и правоотношения, возникшие до его вступления в силу — что расширяет ретроактивную сферу действия.

Что это значит для РСО и УК

Закон напрямую затрагивает ресурсоснабжающие организации, теплосети, водоканалы, управляющие компании и ТСЖ, особенно те, кто работает в регионах с риском введения особых режимов (мобилизация, ЧС, военное положение).

1. Возможность изменения тарифного регулирования.
Правительство сможет устанавливать специальные правила расчёта тарифов, подключения и начислений. Это значит, что региональные регуляторы и органы власти получат больше свободы — в том числе по срокам, формулам и предельным индексам.

2. Новые порядки технологического присоединения и договорных отношений.
Могут быть введены упрощённые или, наоборот, ограничительные механизмы подключения к сетям, пролонгации договоров, ответственности сторон.

3. Корректировка графиков и обязательств.
В «особых условиях» может измениться подход к срокам устранения аварий, ремонтов, замены приборов учёта и капремонта.

4. Повышенная ответственность и контроль.
Закон расширяет полномочия надзорных органов в части реагирования на нарушения и аварийность инфраструктуры.

5. Репутационные риски и коммуникация с жителями.
Любые изменения тарифов или условий поставки будут восприниматься остро. Важно заранее объяснять населению причины и правовые основания корректировок.

6. Цифровизация и отчётность.
Возможны новые требования к отчётности и цифровым системам (в том числе через ГИС ЖКХ и отраслевые платформы).

Вывод для РСО и УК:
закон усиливает роль государства в регулировании отрасли и требует от компаний большей гибкости, прозрачности и готовности к изменениям. В период нестабильности выиграют те, кто:

  • ведёт актуальные тарифные и договорные базы;
  • оперативно взаимодействует с органами регулирования;
  • выстраивает понятную коммуникацию с клиентами и жителями.

Вывод
Новый закон — не просто ещё один нормативный акт. Он сигнализирует о том, что инфраструктура ЖКХ и ТЭК рассматривается как зона повышенной готовности, где стандартные правила могут уступить место режиме повышенной гибкости. 

Мы используем файлы cookie для улучшения вашего взаимодействия с нашим веб-сайтом. Просматривая этот веб-сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie.
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика. Просматривая этот веб-сайт, вы соглашаетесь с положениями, прописанными на странице Политика конфиденциальности
Принять
Отказаться
Согласие на использование файлов cookie