
Закон о «особом регулировании» тарифов ТЭК и ЖКХ при ЧС
27 октября 2025 года президент подписал закон № 797061-8, предусматривающий возможность для правительства с 1 марта 2026 года устанавливать особый порядок регулирования в газоснабжении и ЖКХ, и с 1 февраля 2026-го — в электроэнергетике — в ситуациях мобилизации, военного положения, КТО либо федерального/межрегионального реагирования на ЧС.
Поправки охватывают несколько законодательных актов: «Об электроэнергетике», «О газоснабжении», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении».
Ключевые положения
- Возможность правительству определять регионы или части территорий, где вводятся особые нормы.
- В газоснабжении: особенности ценообразования, участия операторов газификации, порядок технологического присоединения, ответственность по договорам и др.
- В водоснабжении/водоотведении: аналогичные меры — порядки начисления, подключения, инвестиционные программы, ремонт и вывод из эксплуатации объектов.
- В жилищно-коммунальной сфере: управление МКД, замена приборов учёта, капремонт, начисления и пени — всё может быть под «особым порядком».
Закон охватывает и правоотношения, возникшие до его вступления в силу — что расширяет ретроактивную сферу действия.
Что это значит для РСО и УК
Закон напрямую затрагивает ресурсоснабжающие организации, теплосети, водоканалы, управляющие компании и ТСЖ, особенно те, кто работает в регионах с риском введения особых режимов (мобилизация, ЧС, военное положение).
1. Возможность изменения тарифного регулирования.
Правительство сможет устанавливать специальные правила расчёта тарифов, подключения и начислений. Это значит, что региональные регуляторы и органы власти получат больше свободы — в том числе по срокам, формулам и предельным индексам.
2. Новые порядки технологического присоединения и договорных отношений.
Могут быть введены упрощённые или, наоборот, ограничительные механизмы подключения к сетям, пролонгации договоров, ответственности сторон.
3. Корректировка графиков и обязательств.
В «особых условиях» может измениться подход к срокам устранения аварий, ремонтов, замены приборов учёта и капремонта.
4. Повышенная ответственность и контроль.
Закон расширяет полномочия надзорных органов в части реагирования на нарушения и аварийность инфраструктуры.
5. Репутационные риски и коммуникация с жителями.
Любые изменения тарифов или условий поставки будут восприниматься остро. Важно заранее объяснять населению причины и правовые основания корректировок.
6. Цифровизация и отчётность.
Возможны новые требования к отчётности и цифровым системам (в том числе через ГИС ЖКХ и отраслевые платформы).
Вывод для РСО и УК:
закон усиливает роль государства в регулировании отрасли и требует от компаний большей гибкости, прозрачности и готовности к изменениям. В период нестабильности выиграют те, кто:
- ведёт актуальные тарифные и договорные базы;
- оперативно взаимодействует с органами регулирования;
- выстраивает понятную коммуникацию с клиентами и жителями.
Вывод
Новый закон — не просто ещё один нормативный акт. Он сигнализирует о том, что инфраструктура ЖКХ и ТЭК рассматривается как зона повышенной готовности, где стандартные правила могут уступить место режиме повышенной гибкости.