ЖКХ — «Живите Как Хотите»?

ЖКХ — «Живите Как Хотите»?

Мало кто не интересуется проблемами ЖКХ, и все с ними сталкиваются. Сменились уже государственный строй,президенты, губернаторы, выросло целое поколение граждан — а проблемы остаются практически нетронутыми. Но ведь если в организме что-то долго болит, то это место локализуют и лечат. У ЖКХ три потенциальных лекаря: государство, поставщики услуг в сфере ЖКХ, потребители. Однако, как в классике: одни не могут, другие не хотят.

Потребители — хотят, но не могут ничего изменить. Да и инертность их велика. В основном желают, чтобы за них все сделал кто-то и бесплатно. Неопределенность со статусом сектора — то ли социализм все еще, то ли капитализм уже — порождает в головах новоявленных собственников желание «всего и сразу». Льготы, субсидии, принудительное сдерживание тарифов, дотации, перекрестное субсидирование со стороны государства отнюдь не стимулирует их делать хоть что-то самостоятельно для того, чтобы жить лучше.

Поставщики и не хотят, и не могут — экономики в секторе никогда не было, поэтому они просто там вращаются, выкручиваются с переменным успехом. Инвестировать в неопределенность? Бизнес в ЖКХ — это и не бизнес вовсе, а скорее, увлекательное занятие по перераспределению средств, денежных потоков. Как можно оказывать качественные услуги, если непонятно, кому их оказываешь и по непонятно откуда взявшимся ценам? Зачем снижать издержки и улучшать качество услуг, если ровным счетом ничего не изменится? Чего стоит законодательное разделение «ресурсов» и «услуг»! А продажу «услуг» по цене «покупки ресурса» без компенсации вложенного труда можно рассматривать как новое прочтение закона о сохранении энергии.

Если бизнес неокупаем, не имеет накоплений, не способен привлечь средства в отрасль, то чем он поможет отрасли?

Государство просто не хочет связываться. Губернаторы точно следуют указаниям сверху и всеми средствами собирают «долги за коммунальные услуги», по факту — долги регионов за поставку энергоносителей. Заниженные, взятые с потолка, псевдосоциально ориентированные тарифы приводят к безысходности и развалу отрасли.

Особо ущемляются интересы именно в жилищном секторе, поскольку содержание и ремонт зависят от успехов в борьбе между управляющими организациями и населением. Отвлекая внимание от монополий, государство превращает управляющие организации (УО) в пугало. Важнейший участник событий — УО — оказывается изгоем. Людей, согревающих нас и обеспечивающих надежность нашего жилища, все контролируют, поучают, штрафуют, но никто не помогает им и не обучает.

Ничего кардинального не происходит последние 20 лет. Фактически все псевдореформы ЖКХ вернули нас в начало 1990-х гг., когда простые РЭУ (ЖКО) сами заказывали услуги и сами их оказывали, собирая деньги сначала в пользу поставщиков, а потом уже и свою. Правда, все было еще муниципальным, поэтому денег в бюджете на дотации ЖКХ не считали или просто не платили. Сейчас почти все в частных руках, а государство по-прежнему дотирует отрасль. Денег меньше не стало, просто не всем понятно, куда они деваются.

Нет экономической выгоды, нет рынка услуг — нет результата. Если ЖКХ — социальный проект, то государство должно обеспечить достойную защиту всем гражданам, найти ровно столько средств, сколько задолжало отрасли.

Если 95% населения исправно платит за жилищно-коммунальные услуги, а 5% открыто издевается над отраслью, то реакция правового государства должна быть более адекватной и однозначной. Решить можно почти все и сразу и фактически не вкладывая огромных средств: надо только установить понятные правила не игры, а жизни, ведь главная задача ЖКХ — обеспечение безопасности проживания граждан. И уровень установления правил сейчас у нас, увы, пока только один — Федерация.

Смешно слушать, как региональные депутаты и органы местного самоуправления обещают исправить ситуацию в ЖКХ. У них нет ни полномочий, ни средств для этого. Контрольно-карательные меры к УО и поставщикам не является системным управлением ЖКХ!

Вообще, это такая давняя традиция — не платить из бюджета за долги ЖКХ. В свое время так обстояли дела с возмещением льгот, межтарифных разниц, убытков. При передаче жилфонда в управление УО молчали про текущий и капитальный ремонты… Накоплены колоссальные долги государства перед отраслью. Их уже давно «простили», но отрасль-то сейчас только пожинает плоды!

Хотите торговать ресурсами? Определите понятие «сбытовая деятельность», введите понятие сбытовой надбавки, отдайте деньги тем, кто реально выполняет такие работы. И сразу станет ясно, кто действительно хочет быть «поставщиком услуг».

Волнует собираемость платежей? Убедите 5% населения, что халявы больше не будет. Пачкают подъезды — частную собственность? Введите изменения в законодательство, чтобы и любители плевать и рисовать на стенках помнили о размерах штрафов и неотвратимости наказания.

И так далее, медленно, но твердо и последовательно. Чтобы вектор был обозначен однозначно: ЖКХ не место для дискуссий о социальной политике и заигрывания с электоратом.

Основной лозунг: ЖКХ — зона экономическая, а не политическая.

Поэтому необходимо:

  1. Изменить правила игры для поставщиков. Передать сбытовые деньги в УО на услуги по ведению работы с абонентами (сбытовая надбавка). Управляющие организации будут отвечать только за свои услуги. В конечном итоге поставщики поймут, что их затраты на собственные расчеты и сбор средств стоят еще больших денег, собираемость, скорее всего, не изменится, и они, возможно, сами вернутся к аутсорсингу таких услуг, но уже на договорной экономической основе.
  2. Обеспечить единообразие методик расчетов в отрасли, ввести ответственность поставщиков за качество услуг (а не ресурса). Упростить процедуры составления актов по качеству и недопоставке услуг. При этом запретить потребителям самостоятельно принимать решения об оплате некачественных услуг без наличия таких актов.
  3. Прекратить перекрестное субсидирование в отрасли. Не сдерживать тарифы искусственно по всей стране единообразно. Дать регионам право своих регулировок. Тарифы не могут быть льготными и «не очень»…
  4.  Разработать адекватные нормативы потребления, обеспечивающие вынужденный и однозначный переход на приборный учет всех участников расчетов. В частности, следует увеличить нормативы бесприборно- го потребления, перевести их все на квадратный метр, исключив тем самым сложный учет проживающих/отсутствующих. Нормативы потребления не должны зависеть от плохо контролируемых величин. Передать полномочия такого регулирования в регионы.
  5. Должники в ЖКХ — враги № 1 для страны. Ничто так не развращает, как безнаказанность. И начать надо с муниципальных органов власти: больше всего должников в муниципальных квартирах (социальный найм). Собственник несет ответственность! Надо всеми средствами насаждать культ «100% платежей за ЖКХ». Без заигрываний с населением, но при этом обеспечивая качество услуг с помощью рыночных механизмов и структур в ЖКХ.
  6. Исключить участие всех управляющих структур и РСО (ТСЖ, УО, поставщики услуг) в обеспечении мер социальной поддержки населения: срочно изменить алгоритмы предоставления льгот и субсидий с использованием информации от них или компенсировать им затраты на предоставление такой информации. Социальная поддержка граждан — дело государства! Следует довести до логического завершения реформы монетизации льгот на ЖКУ. Кого пугают социальные последствия — пусть найдет в бюджете или в своем кармане средства для увеличения пособий и пенсий, а не делает это за счет зарплаты специалистов ЖКХ. При этом сэкономленные (за счет упрощения процедур выплат субсидий и льгот) от сокращения социальных служб средства также могут быть направлены на повышение мер социальной поддержки граждан.
  7. Унифицировать, упростить и автоматизировать предоставление отчетности о деятельности УО в органы власти всех уровней. Разработать единые ключевые показатели работы управляющих организаций для мониторинга, обеспечить их реальный контроль и анализ ситуации в секторе ЖКХ. Наладить однократный сбор таких показателей. Сейчас работает по меньшей мере две ветки сбора: органы власти и функциональные департаменты/ведомства. Оказать финансовую и организационную помощь в ведении оперативного первичного учета данных в части, требующейся для контроля со стороны органов власти. Все инициативы сверху должны быть оплачены инициаторами, а не заложены в тариф для населения: например,энергопаспорта МКД, сайты с раскрытием информации, информация о состоянии объектов для централизованных диспетчерских и МЧС, сведения для органов социальной защиты, военкоматов, ведение первичного паспортного учета и выдача различных справок для государственных нужд.
  8. Изменить (упростить) расчетные алгоритмы при начислениях за ЖКУ с целью уменьшения времени на вычислительные операции, упрощения (улучшения/ускорения) приема населения.
  9. Перейти на тарификацию по содержанию и ремонту каждого дома. Внедрение подомового учета (баланса дома) невозможно в условиях социального и необоснованного среднего тарифа по городу. Почему ветхий фонд платит половину тарифа?! Там что, работы нет?! Продолжается вынужденное нецелевое использование средств УО, поскольку разные дома с одним тарифом требуют разных затрат. Требуется ввести понятие управления, не совмещенного с подрядными работами по содержанию и ремонту. Будет легче понять, чем заняты те или иные структуры с одним названием. Надо найти заинтересованную сторону в экономии и эффективном использовании средств. Кому сегодня выгодно экономить ресурсы? Населению! Но оно не может повлиять на объемы без УО, а те не мотивированы на энергосбережение! Внедрим энергокредит, страхование жилья, дадим управляющим организациям честно заработать, а не украсть. Пусть люди зарабатывают, если умеют думать и экономить без вреда качеству.
  10. Поднять престиж работников ЖКХ! Обучить СМИ подаче материалов по этой теме. Обучать, обучать и еще раз обучать работников ТСЖ, УО работе с населением, привить им понимание того, что «потребитель чаще всего прав». Привлечь в отрасль грамотных специалистов: слесарей,сантехников, электриков. Дома становятся сложными в эксплуатации. Сложной технике — грамотных высокооплачиваемых специалистов! Поэтому тарифы должны быть адекватными, рыночными, следовательно, конкуренция в отрасли должна быть.
  11. Ввести фиксированный платеж (не процентный сбор) за услуги банков (почты / платежных систем) при оплате счетов за ЖКХ. Нет никакой связи между ростом тарифов на ЖКХ и ростом затрат на их сбор банками. Отрасль отдает банкам 1,5-4% своих платежей. Добавим сюда 5% неплатежей населения, еще 1-7% на ЕРКЦ (ИРЦ) и вновь вспомним про задачи отрасли: оказание качественных услуг только силами УО (ТСЖ). При этом чаще всего управляющие организации не имеют вообще никакой рентабельности.
  12. ИРЦ — подрядчик, а не диктатор условий! У ИРЦ есть только один путь — оказывать услуги УО дешевле и более комплексно, чем могут сами УО. «Облачные» вычисления и сервисы — основная тема их развития. При этом важно понимать, что всей необходимой информации по управлению и контролю за управляющими организациями у ИРЦ нет. Требуется создание иных информационных корпоративных систем управления для обеспечения контроля и развития в сфере ЖКХ. И самое важное — должны быть специалисты в органах власти (департаментах ЖКХ), кто реально сможет это осуществить (проанализировать) с помощью указанных систем.

Вернемся к потребителям. Только при выборе способа управления МКД мы можем, если не поленимся, сделать более или менее осознанный выбор. Если бы процедура смены УО была более простой и однозначной, то, скорее всего, вероятность успешных выборов была бы выше уже через год-два. Пока же ТСЖ демонстрируют примеры образцового содержания дома чаще.

И все же, как говорится в поговорке, лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать тьму.

В случае, если вы являетесь абонентом (пользователем Личного кабинета или мобильного приложения) — просим обращаться в свою обслуживающую организацию.