Автоматизация ЖКХ

Управление ТКО: как продержаться 10 лет?

управление тко

Управление ТКО: как продержаться 10 лет?

управление тко

За последние три года отрасль сбора, обработки и утилизации отходов претерпела целый ряд реформ и преобразований. В 2017 году стартовала так называемая “мусорная реформа”, целью которой было навести порядок в сфере: организовать управление ТКО, ликвидировать незаконные свалки и полигоны, перейти на раздельный сбор мусора, организовать своевременную и экологичную переработку. 

В 2021 году был принят еще ряд изменений в законодательстве, который на этот раз затронул и цифровизацию в отрасли. Единым оператором учета отходов стал Российский экологический оператор. Он будет контролировать сразу две системы учета отходов, а именно единую государственную систему учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) и государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

Экология плюс экономика, где экологика?

Спустя почти 3 года многие пытаются подвести первые итоги реформы. Но в большинстве случаев она подвергается острой критике и со стороны экологов, и со стороны экономистов. 

Недовольство первых вызвано тем, что бюджет выделенный на организацию системы переработки отходов, будет потрачен на мусоросжигающие заводы, а не на заводы по переработке мусора. Фактически из твердого состояния отходы переходят в газообразное. При этом не  учитываются в полной мере экологические и социальные вопросы. Санитарно-защитная зона вокруг мусоросжигательного завода — всего 1 км. Но и такая санитарная зона не дает гарантий безопасности для людей, которые будут жить рядом с МСЗ.

Экономисты заявляют, что не смотря на большое количество желающих вложиться в отрасль обращения с ТКО и поддержку со стороны Правительства, инвестирование может быть достаточно рискованным: прибыль от вторсырья закладывается в тарифы, которые заведомо лимитированы.

Кроме того, Счетная Палата РФ поставила под вопрос целесообразность объединения двух, ранее разработанных, информационных систем для учета ТКО в одну, которая по сути будет дублировать уже имеющийся функционал. Очевидно, что внедрение новой ГИС повлечет за собой необходимость интеграции программного обеспечения региональных операторов, поскольку они должны выгружать туда информацию.

Согласно ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов должна содержаться следующая информация:

  • об источниках образования твердых коммунальных отходов;
  • о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе об осуществлении раздельного накопления твердых коммунальных отходов;
  • об объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов;
  • о балансах количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территориях субъектов Российской Федерации;
  • о схеме потоков твердых коммунальных отходов;
  • о договорах, заключенных в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • о тарифах в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • о нормативах накопления твердых коммунальных отходов;
  • об измерениях количества твердых коммунальных отходов;
  • данные других измерительных (контрольных) систем.

Как формируются тарифы на услуги по обращению с ТКО?

Согласно с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 п.16 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении , региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидировать несанкционированную свалку. Если собственник не выполняет этого требования в течение 30 дней, региональный оператор вывозит мусор собственными силами. Оплата услуг по ликвидации несанкционированной свалки взымается с собственника через суд.

Одним из самых спорных вопросов в «мусорной реформе» стала тарификация услуг. Теперь услуга по сбору, транспортировке и утилизации ТКО выделена в отдельную строку в платёжных документах за коммунальные услуги, начисления за которую производятся согласно тарифам.

Определение платы за вывоз и переработку ТБО – обязанность региональных властей с 2019 года. Но тарифы должны определяться в строгом соответствии с нормативными актами, власти регионов должны руководствоваться Законом № 89-ФЗ. Если ранее плата за вывоз мусора взималась с квадратного метра жилья, то теперь операторы берут плату с человека. Расчет ведется исходя из годового объёма выбрасываемого мусора для различных категорий собственников. Например, жители ЖК и МКД в год выкидывают меньше мусора, чем жильцы частных домов в сельской местности. Отсюда разница в тарифах.

Местная власть больше не отвечает за вывоз мусора. Исполнителем данной услуги стали региональные операторы по обращению с ТКО, они же занимаются и формированием платежей за сбор и вывоз отходов по новой схеме.

Организация работы регионального оператора по обращению с ТКО: как продержаться 10 лет?

Региональный оператор по обращению с ТКО выбирается в каждом регионе сроком на 10 лет. Но первый опыт показывает, что не все операторы смогли справится с поставленными задачами. Особенно явно это стало в период пандемии, когда по стране прокатилась волна банкротств среди участников рынка по обращению с ТКО. Региональные операторы столкнулись с проблемой неплатежей. В некоторых регионах задолженность за услуги по обращению с ТКО доходила до 70%.

Причины неплатежей:

  1. Путаница с начислением по нормативу и по количеству человек
  2. Неудовлетворенность качеством оказываемых услуг
  3. Отсутствие “хозяина” свалки
  4. Пандемия

Многие вышли из положения, получив субсидии от государства, но по сути, это те же кредиты, которые придется возвращать.

Не смотря на то, что желающих вложиться в мусорную отрасль много, условия для инвестиций не вполне подходящие — нет гарантии заработка. Закон устроен так, что прибыль от вторсырья должна погашаться в пользу тарифа, который заранее лимитирован.

Очевидно, что прежде чем система будет приведена в порядок, всем участникам отрасли придется преодолеть не мало трудностей. Операторам по обращению с ТКО необходимо организовать свою деятельность следуя двум основным принципам:

  1. В компании должна быть хорошо развитая юридическая служба, которая будет грамотно вести дела с должниками с одной стороны, и отслеживать соответствие деятельности организации букве закона с другой.
  2. Внедрение адаптивной системы автоматизации бизнес-процессов предприятия, которая будет легко подстраиваться под постоянно-меняющиеся законы, нормы и правила в отрасли.

Какие бизнес-процессы необходимо автоматизировать при управлении ТКО?

  • Учет контейнерных площадок (местоположение на карте).
  • Планирование забора ТКО по графику вывоза на основании договоренностей с Заказчиками.
  • Формирования маршрутов с оптимальным заполнением машины.
  • Формирования маршрутных листов водителям с описанием точек забора и прочих дополнительных данных.
  • Учета объемов, переданных мусороперерабатывающим комбинатам.
  • Расчеты с абонентами физическими и юридическими лицами за коммунальные услуги транспортировки, сбора, обезвреживания, обработки, захоронения и утилизации ТКО.
  • Выставление квитанций и прием оплаты.
  • Обмен данными с внешними системами.
  • Работа с дебиторской задолженностью за оказанные услуги.
  • Информирование потребителей.
  • Прием и учет платежей.
  • Прием, обработка и контроль за исполнением заявок от потребителей.

Автоматизация операторов по обращению с ТКО
на Платформе Стек

На Платформе Стек разработан комплекс программ для ЖКХ, позволяющий автоматизировать всю расчетно-информационную работу коммунальных служб, в том числе и региональных операторов по обращению с ТКО.

Автоматизация позволит: 

  • Обеспечить прозрачные, точные и корректные расчеты за услуги по сбору и утилизации ТКО.
  • Снизить задолженности потребителей за услуги по вывозу и переработке ТКО.
  • Усилить логистический контроль, оптимизировать маршруты, заполняемость машин, графики забора и транспортировки отходов.
  • Повысить коммерческий контроль за входящими платежами, материальными расходами, расчетами с поставщиками услуг.
  • Обеспечить надлежащее качество обслуживания.